Сущность мифа и в этом конститутивный момент всякого мифообразования с первобытных времен в магической связи, которая устанавливается между объектом мифа прошлым и социально- значимой актуальностью, в соотношении настоящего с его предполагаемым прообразом в минувшемМифообразование и магия одинаково коренятся в идеологии первобытного общества, которое, не умея ни анализировать мир, ни реально на него воздействовать, стремиться лишь закрепить за собой наличные благоприятные факторы наиболее верным средством представляется подражательное
воссоздание предполагаемой обстановки возникновения этих факторов новый акт сотворения должен закрепить их действенную силу творчество идеологов первобытного мира вырабатывает главным образом представление о происхождении вещей. Разумеется, представления эти создаются по образцу производства вещей в человеческом обществе. Так получается мифологическая картина мира, где и самая структура и содержание определены особенностями первобытного мышления, которое весьма несовершенно отделяет элементы вещей от самих вещей. Аид Бог древней Греции арт кстати есть на сайте chakiris.club.
и рассматривает предметы главным образом в их целостности13. Актуальность выбранной темы данной курсовой работы состоит в том, что оживление мифологических структур в XX веке произошло во всех сферах миропонимания. Мифологическое как составная часть духовной жизни возрождается в современных культурах, вновь входит в конструкцию социокультурных феноменов жизни постиндустриального общества. И нельзя говорить о том, что роль мифа закончена только на стадии формирования общества.
Миф находится во взаимодействии с обществом и сегодня. Мифологичность и архаические традиции в процессе ремифологизации духовной жизни общества и человека становятся одной из структурных единиц мировоззрения и современного российского общества. Этому способствует состояние системного кризиса, в котором уже несколько десятилетий пребывает наша страна. Для разработки теоретических оснований духовных ценностей, в том числе и мифологического характера,
необходимо обращение к историко-культурному наследию. Эта проблема была представлена в трудах многих европейских авторов Г. Риккерт, М. Вебер и др она характерна для творчества русских философов XIX XX вв. Русские религиозные мыслители эпохи культуры серебряного века от В.С. Соловьева до Н.О. Лосского и А.Ф. Лосева пытались, прежде всего, раскрыть в общечеловеческих ценностях
их духовное содержание. Философия всеединства как философско-антропологическая доктрина, в частности, тем самым выявляла ценностные начала в человеке и его бытии. Многие другие отечественные мыслители Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др. полагали, что ценность человека заключается в положительном освоении им социальной жизни и социокультурных ценностей. Характеризуя мифологию как важнейшую сторону духовной культуры, профессор
М.С. Каган пишет, что примитивность этой первоначальной формы осмысления мира проявилась в недифференцированно-синкретическом характере архаических праценностей. Они, по его мнению, не были еще ни религиозными, ни нравственными, ни политическими, ни эстетическими. Они содержали лишь зерна всего того, что в дальнейшем предстанет в виде системы самостоятельных ценностей. Культуролог С.А. Смирнов делает акцент на первичность мифа в культуре.
Он рассматривает культурное развитие исторически, как смену эпох независимо от масштаба субъекта индивид это или социум. В этом случае можно выделить четыре базовые рамочные идеи идеи Мифа, Природы, Деятельности, Техники. Смена указанных четырех рамочных идей, подчеркивает он, означает полный культурный цикл, или цикл культурного развития по принципу. Проблемами мифа и мифологического в культуре занимались уже представители античной философии
Сократ, Платон, Эвгемер и др Эпоха Возрождения дает первые попытки формирования сравнительной мифологии, которые содержаться в учениях М. Монтеня, Ж. Лафито, Ш.де Бросса и др. Научный подход к мифам можно выявить в философии Ф. Бэкона и социальной философии Дж. Вико. Эпоха Просвещения создает предпосылки для рационального рассмотрения первобытных обычаев, нравов, мифов Дидро, Юм, Фонтенель,
Монтескье, Вольтер и др Европейские романтики эпохи Просвещения уделяли значительное внимание мифологии Гердер, Гейне, братья Гримм и др История научной мысли XIX-XX вв. показала, что к теме миф и мифотворчество обращались все выдающие представители этого времени. Несомненную значимость в этом направлении представляют работы
З. Фрейда и К.Г. Юнга, рассматривавших миф как иррациональное отражение психологических комплексов и как выражение коллективного бессознательного, присущего всем людям, народам и расам, всему Космосу. Элиаде дает определение мифа как священной истории. Миф, по его утверждению, рассказывает о событиях, которые имели место в изначальные времена и связаны с творением мира в целом или отдельной его части.